Революция в харьковском метро: жетоны заменят на бумажки, чтобы сэкономить 20 млн в год. Общественный транспорт и маршрутные такси

Революция в харьковском метро: жетоны заменят на бумажки, чтобы сэкономить 20 млн в годУже в апреле на смену привычным зеленым и синим кружочкам в подземке Харькова придут бумажные билеты. А накануне «Сегодня» вспомнила, когда же в метро впервые появились жетоны и как год от года менялись средства оплаты за проезд.

Весной со станций исчезнут синие автоматы по продаже жетонов, вместо них установят новые аппараты, которые будут выдавать одноразовые талоны со штрихкодом. Запастись талонами на долгое время не получится, поскольку они будут действовать лишь в течение дня.

Турникеты также поменяют свой вид, на них установят специальные датчики, которые будут сканировать штрихкод на бумажном билете. Аппарат «съест» талон, чтоб им нельзя было воспользоваться дважды, и пустит вас на станцию. Несмотря на внешнюю простоту, новые билеты имеют несколько степеней защиты от подделки. По словам гендиректора подземки Михаила Карамшука, на талоне будет указана дата и номер автомата, где купили талон, эти данные будут указаны и в штрихкоде.

Благодаря новой компьютерной программе, к которой подключат все компьютеры подземки, зайца вычислят в два счета. Ведь как только пассажир пройдет через турникет, система считает данные со штрихкода и второй раз по такому же талону человека не пропустит, поэтому «ксерить» билеты бессмысленно, заверяют в метро.

Благодаря новой системе в подземке надеются экономить до 20 млн грн в год, дескать, обслуживание новых автоматов затянет всего на 5 млн, да и не придется ежегодно выпускать миллион новых жетонов, чтоб восполнить утерянные или поломанные кружочки. Михаил Карамшук заверил, что билетная революция в метро на тарифе не скажется, однако дополнил, что себестоимость проезда составляет уже 2,66 грн, в то время как горожане платят 2 грн.

ИСТОРИЯ. С открытием в 1975-м первой очереди метро в Харькове, ничего изобретать не стали — пассажиры оплачивали проезд обычными пятикопеечными монетами, которые были тогда в обороте. В связи с инфляцией приходилось постоянно повышать стоимость проезда, и позже поездка под землей стоила 15, а потом и все 30 копеек, а значит, пассажирам приходилось бросать в монетоприемник несколько пятаков.

С распадом Союза в подземке начали думать над новыми средствами оплаты проезда, ведь на смену советским рублям и монетам пришли купоны. «Нужно было сделать жетон, себестоимость которого была бы ниже, чем стоимость проезда. Поэтому металлы сразу отпали. Кроме того, пассажиры могли бы бросить любую монету — 20 или 30 копеек, и приемники засчитали бы их за проезд. Пока мы думали, 4 месяца людей обилечивали при входе на станцию обычными талонами, такая неразбериха началась», — вспоминает один из разработчиков жетона, который в то время работал главным инженером службы автоматики подземки, Валерий Филиппович.

Тогда харьковские ученые взяли в разработку известную идею о материалах, обладающих люминесцентными свойствами, инженеры подземки разработали устройство, которое распознавало спектры излучения. После успешного испытания прибора появился и полимерный жетон. И уже летом 1992-го в харьковской подземке опробовали революционное изобретение. «Люди хорошо восприняли новинку, но проблемы у нас все равно были. Особенно находчивые ломали жетоны пополам и проезжали дважды. Но мы эту проблему быстро устранили», — говорит Валерий Филиппович. Так, в зависимости от стоимости проезда за 20 лет существования жетоны несколько раз меняли свой цвет. А в 2007-м в подземке ввели бесконтактные карточки, которые начали вытеснять жетоны на полки истории.

ИЗОБРЕТЕНИЕ ХАРЬКОВЧАН ВНЕДРИЛИ В МОСКВЕ И ТАШКЕНТЕ, А В ДНЕПРЕ И КИЕВЕ НАШИ ЖЕТОНЫ ХОДЯТ ДО СИХ ПОР

Эра жетонов стартовала в 1992 году: тогда станции харьковского метро оборудовали сотней жетоноприемников, а в оборот запустили миллион фотополимерных «билетов». «Жетоны разработали сотрудники метрополитена, а делал их завод «Хартрон». Там нашу идею немного доработали и воплотили», — вспоминает Валерий Филиппович.

А через несколько месяцев, когда работники метрополитена удостоверились в удобстве нового платежного средства, количество жетоноприемников и самих жетонов выросло в несколько раз. «Ведь это был идеальный вариант: жетон стоил меньше, чем проезд. А если учитывать, что он оборачивается от 100 до 300 раз — выгода налицо», — объясняет инженер.

Одним из главных свойств изобретения является уникальность технологии, по которой его изготавливают: жетон практически невозможно подделать, а степень защиты фотополимерного «билета» намного выше, чем у металлических аналогов. Харьковскую новинку тут же оценили в других мегаполисах. Уже в 1993 году детище харьковчан появилось в московском и ташкентском метрополитенах, а через год и в столице Украины.

Кроме того, харьковчане изготовили миллионы пластиковых жетонов для подземок в Тбилиси, Баку и Днепропетровске, где они ходят до сих пор. В 1998-м разработчики запатентовали уникальную технологию производства жетона.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий