Правительство предлагает снизить акциз на нефтепродукты в обмен на сдерживание участниками рынка роста цен на свою продукцию. В прошлом году такая инициатива стоила бюджету более 1 млрд грн. Однако у правительства не осталось другого выхода — после остановки большинства НПЗ в стране внутренний рынок стал слишком зависим от мировых цен на нефть, которые сейчас растут, отмечают участники рынка.
В Министерстве энергетики и угольной промышленности инициировали снижение акцизных ставок на бензин и дизтопливо. «В начале недели мы передали на рассмотрение Кабинета министров предложение о снижении акцизного сбора на период весенне-полевых работ для стабилизации ситуации на рынке»,— сообщил агентству «Интерфакс-Украина» замдиректора департамента нефтяной, газовой, торфяной, нефтеперерабатывающей промышленности и альтернативных видов топлива Минэнерго Константин Бородин.
Правительство уже обсудило вопрос снижения ставок акцизных сборов с участниками рынка на последнем заседании экспертно-аналитической группы при Минэнерго в минувшую пятницу. «Нефтетрейдеры пообещали не повышать цены на топливо даже при росте стоимости нефти и нефтепродуктов в мире при условии отмены акциза»,— рассказал источник «Ъ» в правительстве. По его словам, сейчас рассматривается несколько вариантов снижения ставок, в том числе на 50, 35 и 20 евро за тонну нефтепродуктов. «Вопрос еще должен пройти обсуждение в МЭРТе и Минфине и, возможно, 21 марта будет вынесен на заседание правительства»,— отметил источник «Ъ».
Подобное снижение акцизов Кабинет министров инициировал и в прошлом году (см. «Ъ» от 7 апреля 2011 года). Верховная рада тогда временно понизила акциз на бензин на 50 евро, до 132 евро/т, на дизтопливо — на 20-30 евро, до 22-60 евро/т (в зависимости от содержания серы). По данным правительства, это привело к сокращению поступлений в госбюджет в размере около 1,05 млрд грн. «Примерно о таких же суммах речь идет и сейчас»,— отметил источник «Ъ» в правительстве.
Член парламентского комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Олег Царев (Партия регионов) отмечает, что Верховная рада может поддержать снижение ставок акцизов, но в этом случае Минфин должен будет указать источники получения дополнительных средств. Глава представительства компании Orlen Lietuva в Украине Игорь Майстренко отмечает, что каждое снижение ставки акциза на 1 евро за тонну приведет за собой понижение стоимости литра бензина в рознице на 1 коп. Однако директор консалтинговой компании «А-95» Сергей Куюн считает, что в условиях, когда баррель нефти торгуется на уровне $125, не стоит ожидать снижение акцизов на нефтепродукты. «Это тем не менее позволит стабилизировать цены. То есть основным эффектом станет предотвращение дальнейшего роста цен на нефтепродукты»,— считает он.
Исполнительный директор «ТНК-BP Коммерс» Владимир Жмак считает, что ценовая ситуация, сложившаяся на рынке нефтепродуктов, демонстрирует ущербность нынешней модели снабжения рынка. «Из-за высокой зависимости от импорта украинские розничные сети чрезвычайно чувствительны к повышению стоимости нефтепродуктов в мире. На украинском рынке практически остановилась переработка, а, следовательно, нет и запасов нефтепродуктов»,— отмечает он. По мнению господина Жмака, чтобы избежать стремительного роста розничных цен на бензин и дизтопливо, правительство может снизить акцизы, однако это временная мера. «Проблема намного глубже. Государство может рассчитывать на стабильный рынок — как с точки зрения наполнения, так и с точки зрения цен — только при наличии производства в стране»,— уверен он.