Долг платежом красен. Эта народная мудрость приобрела особую актуальность в новом году для украинских автолюбителей, имеющих непогашенные денежные обязательства. С 13 февраля вступило в силу постановление Кабинета министров об изменении «Порядка временного задержания и хранения транспортных средств на специальных площадках и стоянках». В частности, изменения касаются обнаружения транспортного средства должника, объявленного в розыск. Теперь сотрудникам ГАИ разрешено арестовывать автомобили за долги прямо на дороге. А в розыск автомобиль может попасть теперь из-за любого просроченного штрафа или административного правонарушения.
О серьезности последствий встречи должника и инспектора ГАИ свидетельствует статистика, которая была собрана еще до изменений в законодательстве, развязывающих руки гаишникам. В частности, в одном только Киеве в прошлом году с помощью системы видеоконтроля «Рубеж» (эта система автономно и в круглосуточном режиме мониторит все транспортные средства, передвигающиеся по дороге) было задержано 713 автомобилей, находящихся в розыске с подачи Государственной исполнительной службы.
О том, кто, почему и по какой процедуре может остаться без «железного коня» прямо посреди дороги, в интервью ЛІГАБізнесІнформ рассказал заведующий сектором информационной работы департамента организации и контроля за исполнением решений Государственной исполнительной службы Украины Дмитрий Зеленецкий.
— Чем вызвана необходимость привлечения ГАИ к задержанию автотранспорта должников?
— Дело в том, что эта норма была и раньше, однако существовали пробелы в законодательстве — относительно регуляции самой процедуры задержания. Ранее государственные исполнители тоже выносили постановления о розыске транспортных средств должников в случае подтверждения из ГАИ, что должник владеет автотранспортом, но алгоритм действий инспектора ГАИ не был настолько детально прописан, как после недавнего постановления правительства. Если раньше инспектор ГАИ после остановки автомобиля за нарушение ПДД либо после фиксации машины должника автоматическим устройством не мог задержать машину более чем на три часа, то сейчас все по-другому. Проблема была в том, что за три часа исполнитель не всегда мог добраться до места задержания и провести исполнительные действия, в итоге инспекторы отпускали такие автомобили. Сейчас же сотрудник ГАИ имеет полное право вызвать эвакуатор, и автомобиль доставят на специальную площадку или стоянку.
— Существует ли статистика: сколько автомобилей на данный момент находится в розыске по постановлениям госисполнителей?
— Мы никогда не вели такой учет. В такой статистике не было необходимости.
— Какие самые распространенные виды должников?
— Как правило, это долговые обязательства: когда человек задолжал по каким-либо обязательствам деньги. Причем, доля должников по банковским кредитам весьма невелика. В соотношении с общим числом должников и неплательщиков (к примеру, по автокредитам) количество последних будет совсем незначительным.
— За какую сумму долга должник может поплатиться автомобилем?
— Даже 200 грн. Главное: должны быть установлены два факта — наличие долга и нежелание должника заплатить. Ясное дело, исполнительная служба не обязательно начнет с продажи автомобиля должника. Сначала будет предпринята попытка разыскать его денежные средства — зарплату, доходы из других источников. Если сумма долга не велика, покрыть ее могут за счет реализации другого имущества соотносимого по цене с сумой долга.
— Каким образом определятся фактор нежелания платить — вдруг человек просто не знает о долге, не получает извещения от исполнительной службы по причине проживания не по месту регистрации?
— Прежде чем должник получит постановление об открытии исполнительного производства, ему предстоит столкнуться с работой другого органа, который уполномочен выносить исполнительные документы, будь то суд или инспектор ГАИ. Человеку отправляют письма и повестки на судебные заседания. Если кто-то не получал, это дает ему право на апелляционное обжалование принятых решений. Если исполнительный документ направлен в исполнительную службу для принудительного исполнения решения, это уже говорит о не желании должника добровольно исполнить то, что указано в исполнительном документе. Государственный исполнитель открывает исполнительное производство и направляет по адресу, указанному в исполнительном документе, соответствующее постановление, в котором указывает на необходимость должнику самостоятельно исполнить решение в семидневный срок с момента вынесения постановления. Если за это время долг не погашается, исполнитель приступает к принудительному исполнению документа. Исполнитель не ограничен в праве посетить указанный адрес, найти должника, чтобы провести с ним определенную работу, выявить принадлежащее ему имущество. Кроме того, исполнитель имеет право обратиться в суд с представлением о вынесении постановления о розыске должника. Розыск должника-физлица осуществляют органы внутренних дел.
— Какова процедура временного задержания автомобиля?
— Согласно постановлению Кабмина, инспектор ГАИ после задержания автомобиля должника обязан уведомить госисполнителя в течение трех дней. Каким образом он это сделает, в постановлении не указано. Присутствие госисполнителя при аресте и описи машины необязательно. Сама опись автомобиля, согласно постановлению Кабмина, происходит следующим образом: инспектор ГАИ в присутствии двух свидетелей и представителя организации, которая занимается эвакуацией и хранением задержанного транспорта, составляет акт осмотра и временного задержания авто с указанием типа, марки, государственного номера, перечня недостатков и повреждений транспортного средства. Кстати, если исполнитель был оперативно проинформирован о задержании автомобиля и имеет возможность приехать на место, то он составляет акт описи и ареста.
— Кто и куда доставляет задержанные машины?
— У исполнительной службы своих площадок нет. Согласно постановлению правительства, доставка транспортных средств на специальные площадки осуществляется с помощью специальных автомобилей-эвакуаторов, которые принадлежат профильным организациям и с которыми ГАИ заключила договор. У этих организаций есть свои площадки, куда и отправляют задержанные автомобили. Конечно же, услуги эвакуатора и стоянки платные, их оплачивает должник.
— Как быть с багажом?
— В постановлении об этом ничего не сказано. Как вариант, владельцу придется нанять другое транспортное средство, чтобы забрать свои вещи. В принципе, этот вопрос должник решает самостоятельно. Не заплатив долг, он обрек себя на такие неприятные моменты.
— Если автомобиль получит повреждения во время эвакуации или хранения на стоянке, кто ответит за это?
— Перевозчик. Владелец транспортного средства может обратиться в суд. Также в интересах перевозчика внимательно следить за тем, чтобы инспектор ГАИ провел тщательный осмотр автомобиля и не забыл указать все повреждения. Если инспектор не заметит вмятины или царапины, владелец автомобиля может обвинить в причинении вреда машине организацию, которая занимается эвакуацией и хранением авто.
— Как быть в случаях, когда штраф за нарушение ПДД уплачен, но информация об этом утеряна сотрудниками ГАИ. Риск лишиться автомобиля остается?
— Бывает, когда штраф уплачен вовремя, а госавтоинспекция по тем или иным причинам все равно направляет документы в исполнительную службу, и последняя открывает исполнительное производство. В таких случаях лучше всего сохранять копии оплаченных квитанций и иметь их при себе.
— Как должны сложиться обстоятельства, чтобы автомобиль должника оказался в базе розыска?
— Розыск транспортного средства при минимальных долговых обязательствах — крайняя мера. Исполнитель имеет право объявить машину в розыск даже при наличии долга в 100 грн. Но, как правило, это делается, когда сумма долга намного больше. Ситуация, когда из-за небольшого долга оказывается под угрозой автомобиль, гипотетически, возникает тогда, когда исполнитель начинает отрабатывать старых должников. Например, видит, что у гражданина уже три неоплаченных штрафа ГАИ, но тот продолжает ездить на автомобиле, значит, есть деньги как минимум на бензин. Вот и предпринимаются меры — автомобиль объявляют в розыск. Но это делается исключительно после полной проверки его финансового состояния, источников доходов и наличия менее дорого имущества, за счет которого могут покрыть долговые обязательства. И если таковых нет, только тогда автомобиль может считаться тем средством, за счет которого долг может быть погашен, и он может быть объявлен в розыск. Если же автомобиль находится в банковском залоге и должник его скрывает, то в таком случае транспортное средство может быть объявлено в розыск незамедлительно.
— Кто торгует арестованными автомобилями и каковы сроки их реализации?
— Это организации, которые выиграли проведенный Государственной исполнительной службой Украины тендер на право реализации арестованного и конфискованного имущества на протяжении одного года. После того, как транспортное средство попадает на хранение торгующей организации, проводится его оценка, и машина выставляется на реализацию. И вот до момента реализации у владельца есть право выплатить долги и вернуть свое авто. Сама же продажа происходит следующем образом: торгующая организация подает объявление о проведении аукциона, потенциальные участники получают возможность приобрести авто.
— Каков срок, через который начнется реализация арестованной машины?
— Снова таки, точный срок в нормативных актах не указан. Все зависит от того, как быстро будет проведена оценка авто, что, в свою очередь, зависит от загруженности эксперта. После оценки эксперт передает материалы исполнителю. Потом у сторон есть 10 дней, чтобы обжаловать оценку эксперта. Далее проходит тендер между торгующими организациями для определения реализатора машины, после чего победитель должен продать машину в течение двух месяцев. Если этого не произошло, дается 10 дней на уценку, и авто пытаются продать еще в течение месяца. Если снова не продали — еще одна уценка и месяц на реализацию. В результате машину могут продавать месяцев пять.
— Какие платежи необходимо осуществить, чтобы забрать машину?
— Вернуть долг, оплатить услуги эвакуатора и хранения на специальной площадке или стоянке, а также исполнительный сбор — 10% от суммы долга.
— Так кому же больше всего стоит опасаться остаться посреди дороги «без колес»?
— Абсолютно всем должникам, которые уклоняются от выполнения своих долговых обязательств. Не имеет значения, что это за долг, будь то за услуги ЖКХ, по кредиту на бытовую технику или неуплата алиментов. Если исполнительное производство доходит до той отметки, когда необходимо взыскать имущество должника, в частности, автомобиль, для выполнения долговых обязательств, это будет сделано.