Украинцам не стоит ожидать стабилизации цен на бензин. По всем прогнозам, стоимость топлива продолжит расти, и власть не сможет удержать цены. Предложенный премьером Николаем Азаровым вариант о снижении акциза в итоге был отклонен. Административное же регулирование даст лишь временную передышку, и, по словам экспертов, приведет к серьезному дефициту топлива на рынке. Мы расспросили представителей сетей АЗС, что они думают о дефиците бензина, а также об их прогнозах по дальнейшей ценовой ситуации на рынке.
ДЕФИЦИТ БЕНЗИНА ПРИЗНАЮТ НЕ ВСЕ. Часть сетей АЗС Украины действительно жалуются на дефицит топлива, информация о котором недавно появились в СМИ. Так, в «ТНК-BP Коммерс» нам рассказали, что проблема украинского рынка в том, что он стал слишком зависимым от импорта нефтепродуктов. «В Украине 6 НПЗ, которые закрываются один за другим. Практически последний НПЗ, Лисичанский – самый «молодой» и прогрессивный – в марте остановился на внеплановый ремонт на неопределенный срок из-за убыточности нефтепереработки в Украине. Дефицит на рынке, действительно, уже начал ощущаться», — пояснили нам в пресс-службе. «Многие заводы в России весной становятся на ремонты, что будет означать появление дефицита в РФ, который особенно коснется бензинов. При этом поставка нефтепродуктов с белорусских НПЗ (доля которых на украинском рынке высокооктановых бензинов и дизтоплива в марте составляет 53%) может быть существенно увеличена в сторону российского рынка, что означает уменьшение объемов для Украины», — заявили нам в «ТНК».
Однако в «ОККО» «Сегодня» заверили, что не видят даже предпосылок для дефицита топлива – ни в их сети, ни в Украине в целом. «Украинский топливный рынок отличается высокой конкуренцией, на нем достаточно много соперничающих между собой игроков, и источники поставок тоже диверсифицированы», — рассказал в эксклюзивном комментарии «Сегодня» Олег Дорожовец, ведущий специалист по связям с прессой сети АЗК «ОККО». «Поэтому причин для беспокойства по этому поводу нет. Если вспомнить весну прошлого года, то тогда также высказывались опасения относительно нехватки нефтепродуктов в связи с неожиданной остановкой на ремонт Лисичанского НПЗ. Но они ничуть не оправдались. Все нужды потребителей страны в нефтепродуктах были удовлетворены», — заверил эксперт.
СНИЖЕНИЯ ЦЕН НЕ ОБЕЩАЮТ. Но вот насчет повышения цен на бензин представители обоих операторов сходятся. Продолжая тему, дефицита, в «ТНК» заявили, что, если существенно вырастет уровень поставки нефтепродуктов на российский рынок, рост цен неизбежен. «Это особенно критично весной, когда объемы спроса сезонно растут на 30% по сравнению с зимними месяцами. В прошлом году работающие украинские НПЗ (Лисичанский и Кременчугский) выступали стабилизаторами рынка, обеспечивая растущий весенний спрос и защищая потребителя от резких ценовых скачков. В этом году Лисичанский НПЗ уже с марта не работает и не сможет выполнить эту функцию. Поэтому рост цен неизбежен», — заявили в пресс-службе «ТНК».
В «ОККО» удешевления бензина тоже не обещают, однако объясняют рост цен больше скачком цен на нефть в мире. «Если посмотреть ценовую динамку на мировых биржах, то с начала года нефть подорожала более чем на 10%. Этот тренд, естественно, подтолкнул вверх и отпускные цены на европейских НПЗ», — говорит Дорожовец. Он пояснил, что в их сети продается только импортное топливо. «Соответственно, поступление более дорогих импортных нефтепродуктов вынудило и нас постепенно поднимать цены в нашей сети. Сейчас цены на нефть на внешних рынках несколько стабилизировались, но стабилизировались на достаточно высоком уровне – 124-125 долларов США за баррель (Brent). Однако сохранение высокой политической напряженности на Ближнем Востоке (ситуация вокруг Сирии и Ирана) не способствует оптимистическому прогнозу относительно возможного удешевления нефти», — говорит эксперт.
«А внешний фактор сегодня является основной силой, двигающий цены на топливо вверх. Причем касается это не только Украины. На протяжении января-марта практически во всех странах Европы нефтепродукты подорожали, причем в большинстве из них подорожание началось раньше, чем в Украине, и уровень этого подорожания в процентном отношении выше, чем у нас», — подчеркивает он.
В ЕВРОПЕ БЕНЗИН БЬЕТ РЕКОРДЫ, В УКРАИНЕ ЦЕНА ПРЕВЫСИТ 11 ГРИВЕН. Напомним, рост цен на топливо в Европе бьет все рекорды. Это связано в первую очередь с ростом цен на нефть, вызванным проблемами на Ближнем Востоке, пишут украинские и зарубежные СМИ. Так, из-за напряженной обстановки вокруг Ирана мировые цены на нефть за три месяца выросли почти на 20%. В настоящее время самый дорогой бензин в странах ЕС зафиксировали в Норвегии, Италии, Нидерландах, Дании и Греции, также резко выросли цены в Польше, Хорватии, Эстонии и Чехии.
Ситуация в Украине, по всем данным, немного лучше, однако, с 10 января по 19 марта этого года средние цены на бензин самой популярной марки выросли на 30 копеек — до 10,6 гривни за литр. При этом только за последнюю неделю цены на заправках подскочили на 17 копеек. Дизельное топливо с января выросло в цене пойти на 20 копеек — до 9,86 гривни, а за неделю цены на дизель поднялись на 13 копеек. Цены на газовое топливо, хотя и снизились с начала года на 14 копеек, за последнюю неделю все же поднялись на 5,5 копеек. Наибольший рост цен на бензин отмечался в Крыму, а также в Луганской и Николаевской областях. В первую пятерку по росту цен также вошли Донецкая и Киевская области. По утверждению экспертов, это еще не предел и к концу марта цена А-95 превысит 11 гривен/литр, а дизеля — 10 гривен/литр.
Таким образом, если часть АЗС чувствует дефицит бензина, а другая часть его отрицает, то насчет цен прогнозы малоптимистичны. Если бы правительство действительно пошло на понижение акциза, это могло бы удержать цены, однако сегодня Кабмин признал, что будет искать другие способы урегулировать ситуацию на рынке. Единогласно участники рынка и эксперты против того, чтобы власть искусственно занижала цены. Административное регулирование помогло бы сдержать цены, но ненадолго. Если цена будет оставаться непропорционально низкой, нефтепродуктов на рынке не будет вообще, уверены эксперты. По их мнению, именно снижение акциза могло бы помочь потребителям, все остальные инициативы власти – просто популизм. В последние недели цены на бензин продолжают расти, и в ближайшее время вряд ли можно надеяться, что рост остановится.