Эвристический метод как способ получения новых идей

В переводе с греческого «эвристика» буквально означает «открывать», «отыскивать». Существует несколько эвристических способов решения задач и получения новых идей. Рассмотрим некоторые из них.

Наиболее известен эвристический методэто метод проб и ошибок, который состоит в том, что выдвигаются и рассматриваются различные варианты решения (пробы) какой-либо задачи. Каждая альтернатива подробно рассматривается, анализируется мысленно или решается на практике. Если признаётся, что данный вариант неудачный, его определяют ошибочным и выдвигается новая идея.

Другой эвристический метод – это метод контрольных вопросов, заключающийся в том, что используется список вопросов, например, таких:

— Как можно упростить предмет, объект или процесс?

— Что можно перегруппировать или перевернуть?

— Что можно увеличить, уменьшить?

Таких вопросов может быть достаточно много. Но с одной стороны этот список должен быть длинным, чтобы с большей долей вероятности найти нужное решение, а с другой – он должен быть коротким, чтобы в более сжатые сроки найти ответ и не запутаться в огромном количестве вопросов.

Следующий эвристический методэто так называемый «брейнсторминг» или «метод мозгового штурма». Он состоит в следующем. Для решения какой-либо проблемы создается группа людей от нескольких человек до нескольких сотен. Я сам проводил «брейнсторминг» с участием примерно 300 человек. На первом этапе генерируются всевозможные варианты решения проблемы, включая самые необычные и даже фантастические. Главное правило на первом этапе – запрет на критику и создание благоприятной атмосферы для притока новых, оригинальных идей. Второй этап – критика и всесторонний анализ высказанных предложений, которые, естественно, должны записываться на первом этапе. После подробного анализа с выяснением положительных и отрицательных сторон решения всех альтернатив, остается, как правило, несколько наиболее оптимальных, которые можно претворять в жизнь.

Ещё один эвристический метод – синектика (буквальный перевод с английского – «совмещение разнородных элементов»). Этот метод является продолжением и развитием «метода мозгового штурма» с той лишь разницей, что имеется, как правило, постоянная группа участников и критика возможна уже на первом этапе выдвижения предложений по решению задач. Считается, что постоянный состав участников сближает их, они перестают бояться критики и более плодотворно работают.

Эвристический метод обучения характеризуется тем, что основная его задача — создание воспитанниками, обучаемыми новых образовательных продуктов: сочинений, различных поделок, художественных произведений – рисунков, песен, танцев, школьных спектаклей, различных викторин, конкурсов, олимпиад и др.

К таким формам занятий относят: эвристические уроки, деловые игры, различные творческие проекты, тренинги, защиты исследовательских работ и другие.

Применяется эвристический метод и в экономической, деловой сфере. В организации часто необходимо разработать управленческое решение для нетипичных, творческих, креативных задач. В менеджерской практике таких задач достаточно много и здесь на помощь приходит эвристика.

Эвристические методы принятия решений используются тогда, когда невозможно решить проблему обычным, стандартным методом. Существует множество приемов, входящих в состав эвристических методов: обобщение; конкретизация задачи; переформулирование в обратную задачу; концентрация идей; критика традиционных решений; движение от конца к началу; переструктурирование текста в модель; использование подобных задач; рассмотрение с разных сторон; использование метода аналогий, создание новой структуры и другие.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий