Такие сложные звуки

Иногда даже нескольких недель занятий логопедической гимнастикой дома достаточно, чтобы малыш начал четко и правильно произносить  не выговариваемый ранее звук. В упражнениях нет ничего сложного, главное, чтобы малыш занимался ими с интересом и не реже трех-четырёх раз в неделю. А начинать их можно после трех лет.

Прежде чем приступить к постановку звука в домашних условиях, что называется «по подражанию», нужно подготовить артикуляционный аппарат (гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твёрдое нёбо, ротоглотку, зубы, губы, носоглотку) малыша к произнесению сложных для него звуков.

Усадите его перед большим зеркалом, наберитесь терпения и вместе с крохой выполняйте подготовительные упражнения.

МИМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Предложите выразить радость от встречи с весной. Малыш показывает, как ему тепло и приятно греться на солнышке. Ребёнок представляет себя доброй и ласковой Весной, которая дарит деревьям листву, лугам – траву и цветы.

«Медведь в берлоге». Пригрело солнышко, снег растаял, вода попала медведю в берлогу. Малыш показывает, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.

«Ветерок качает подснежник». Наклонять голову влево-вправо (шея расслаблена).

«Дети радуются солнышку» и посылают ему песенку гласных звуков: а-э-и-о-у». Поднимать и опускать голову.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЖЕВАТЕЛЬНО-АРТИКУЛЯЦИОННЫХ  МЫШЦ

«Медведь проснулся после зимней спячки». Открывать рот с глубоким ротовым вдохом. (имитация зевания).

«На реке трескается лёд, плывут льдины» . Двигать нижней челюстью вправо-влево.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЩЁК И ГУБ

«Пускаем кораблики». Попеременно приподнимать уголки губ вправо вверх, а затем влево вверх.

«Исхудавшие за зиму зверята». Втянуть щёки, затем вернуть их в исходное положение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

«Сосулька тает». Открыть рот, вытянуть острый язык, а затем опустить широкий язык на нижнюю губу. Чередовать положение острого и широкого языка.

«Лужи». Открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, а затем в правую сторону.

«Капель стучит по крыше». Поднять кончик языка за верхние зубы и произносить: тдд-тдд-тдд.

«Лопаются почки на деревьях». Подвести широкий язык под верхнюю губу и пощёлкать.

«Часики отсчитывают время весны». Широко открыть рот, попеременно двигать язычок от одного уголка рта к другому «тик-так», «тик-так» (следить, чтобы язык не касался губ, а двигался по воздуху, останавливаясь только в уголках рта).

Погреемся на солнышке». Рот широко открыт, язычок тянется как можно дальше и выше к верхней губе (следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной, а ротик был широко открыт).

«Посмотрим, сколько луж сделало солнышко». Язычок из верхнего положения медленно опускается вниз, тянется к подбородку (ротик по-прежнему широко открыт).Упражнения «Погреемся на солнышке» и «Посмотрим, сколько луж сделало солнышко» чередовать несколько раз. После того, как вы сделали их, можно попробовать самостоятельно вызвать у ребёнка некоторые звуки.