Детский лепет

Стадии развития речи ребёнка

  1. (От рождения до 8 недель). Рефлекторные звуки
  2. (От 8-ми до 20 недель). Появляются гуление и смех. В гулении преобладают гласные звуки. Но к концу 2-й стадии появляются и согласные. Звуки гуления произносятся на выдохе, то есть идет своеобразная тренировка речевого дыхания. На этой стадии появляется и первый смех.

Через 20-30 минут после пробуждения можно несколько раз эмоционально, с изменением громкости и высоты голоса, повторить имя ребёнка или короткие рифмованные строки.

  1. (От 16-20-ти до 30 недель). Появление лепета. Малыш начинает произносить сочетания согласных с гласными (ба-а, ма-а, та-а, и т.п).
  2. (От 20-30-ти до 50 недель). «Расцвет» лепета. Ребёнок повторяет два одинаковых слога (ба-ба, да-да, па-па, ма-ма).Кроха лепечет при общении со взрослыми, повторяет за ними. В этот период можно развивать подражательную деятельность играми «Ладушки», «До свидания», «Дай ручку», и др.
  3. (От 9-ти до 18 месяцев). Лепетные звуки отличаются разнообразием. У одних детей эта стадия короткая, и они сразу начинают произносить слоги, у других этот период затягивается, и ребёнок для выражения своего состояния и переживаний использует «псевдослова»,не имеющие определённого значения.

Малыш интенсивно начинает понимать обращенную речь, устанавливает и поддерживает контакт со взрослым посредствам игрушек, ярких предметов. Избирательно относится к предметам, предлагаемым взрослыми, но реакция на новый предмет всегда ярко выражена.

  1. (2 года). Малыш показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов, понимает и правильно выполняет двухэтапные фразы («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения (я, ты, мне), предложения строит из двух слов. Ребёнок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) сонорные (р, л) он обычно пропускает либо заменяет.
  2. (2 года 6 месяцев).Повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один».Кроха понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.
  3. (3 года). Словарный запас ребёнка составляет 250-700 слов, он говорит предложения из пяти-семи слов, употребляет в предложении простые предлоги и союзы (потому что, если, когда), множественное число существительных и глаголов. Малыш называет своё имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов – выполняет задания типа «положи листок под кубик», «положи мяч в корзину». Ребёнок воспринимает на слух короткие рассказы и сказки с картинками и без них, задает вопросы о значении слов.

СПОСОБСТВУЮТ РАЗВИТИЮ РЕЧИ

  • Ранний отказ от пустышки.
  • Переход к твердой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).
  • Эмоциональное пересказывание сказок, обязательное сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).
  • Развитие общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.
  • Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т.д.

ВАЖНО!

  • Недостаток общения может значительно задерживать развитие речи.
  • Дети, стойко отстающие на один возрастной период, относятся к группе риска.
  • Если ребёнок не использует фразовую речь к 30 месяцам жизни, родители должны обязательно консультироваться с логопедом и заниматься речью дома.
  • Логопедическая гимнастика для детей в возрасте до трёх лет не рекомендуется – в этот период идёт формирование органов артикуляции.