Речевое развитие ребёнка

Консультация по материалам книги

Елены Краузе «Логопедия».

                … Итак, в вашей семье прибавление. Все безмерно рады. Малыш растет. Вы радуетесь, когда он впервые улыбнулся вам, научился сидеть, стоять, сделал первые шаги, сказал первое слово. То, что с помощью звуков можно обозначать предметы и что-либо сообщать другим людям, ребенок понимает примерно в год. Освоение речи – последняя самая важная функция рта, которая решающим образом влияет на развитие ребенка. Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознано воспринимать явления окружающего мира.

Но что же делать, если ваш любимый малыш в отличие от соседской девочки – ровесницы предпочитает не говорить, а только жестами показывать то, что ему нужно? Или же его словарь составляет несколько слов? А может быть, он и говорит без умолку, но его речь совершенно непонятна окружающим? Уважаемы взрослые, вы должны помнить, что любое нарушение речи в той или иной степени отразится на развитии и поведении ребенка. Самая большая ошибка – это бесконтрольно пустить все на самотек.

Недооценка своевременного исправления речевых дефектов у детей приводит впоследствии к трудностям в овладении письмом и чтении. Ваш ребенок будет постоянно отстающим в школе, будет страдать от того, что его старания не приводят к положительному результату. Его вины здесь нет. Виноваты только родители, считавшие, что малыш вырастет и «выговорится». В школе на помощь приходит школьный логопед, если конечно, в штате школы будет такой специалист.

Прибавьте также к школьным неприятностям кучу комплексов, возникающих на фоне речевого дефекта. Ребенок считает, что именно из-за этого он не нравится сверстникам, из-за этого  с ним никто не дружит (дети жестоки, и он может быть прав). Такие дети часто становятся молчаливыми, застенчивыми и нерешительными. Плюс невозможность выбора любой профессии и трудности при знакомстве с противоположным полом.

Для предотвращения всех этих неприятностей необходимо обратиться к логопеду в самом раннем возрасте – одновременно с появлением или задержкой первых слов у ребенка. Специалист определит уровень развития речи вашего малыша и, если понадобится, назначит коррекционные занятия.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Как определить отклонения в речевом развитии ребенка   

Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик.

2-3 мес.    На смену крику приходит гуление. Гуление – произнесение

гласных звуков, близких к а, ы, у, возможно в сочетании с

согласным г. Это этап активной подготовки речевого аппарата к

произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс

развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией.

7-9 мес.    Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-

ба», «ма-ма-ма». Это проявление речи называется лепетом.

9-11 мес.   Малыш подражает звукам речи взрослых.

11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов.

Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «ма-ма-

ма»,  «дя-дя-дя» и т. Д. Количество слов к двум годам значительно

увеличивается (около 300 слов различных частей речи).

2-3 года     В 2 года начинается овладение фразовой речью, появляются

Первые предложения. Длина предложений и грамотность их

Построения увеличиваются очень быстро. Внутренний мир

Ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно

Развивается воображение. К 3,5 годам словарь ребенка

Насчитывает больше 1000 слов.

Вы познакомились с этапами речевого развития ребенка в норме. Любое отклонение от нормы требует незамедлительной консультации от специалиста. До сих пор существует мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Однако при тяжелых нарушениях речи к пяти годам многое упущено, приходится исправлять уже неправильно сформированную речь. В раннем же возрасте можно помочь формированию правильной и чистой речи.

Чем раньше выявлен дефект, тем быстрее и легче его можно исправить. Тревогу у родителей должны вызывать задержки речи  не только тогда, когда у ребенка нет речи в два года, а уже и в тех случаях, когда запаздывает развитие гуления и лепета.

Поэтому, если вы заподозрили неладное в речевом развитии малыша, посоветуйтесь с профессионалами! Ни в коем случае не слушайте подружек и коллег по работе: «У моего точно такое же было. Теперь болтает, не остановишь».

Будьте внимательны! Признаки нарушения речевого развития

очевидны, если:

К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

— К концу 4-го месяца он не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит.

— К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать

  те  предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к

  музыке.

— К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на

  интонации, не отдает предпочтение мелодичным погремушкам.

— К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за

  взрослым  различные звукосочетания и слоги, подражая интонации

  говорящего.

— К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо

   ручкой в знак прощания.

— К году он не может произнести ни слова, не может выполнить

   простейшие просьбы («покажи», «принеси»), не способен адекватно

  реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

— К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова

 «мама», «папа».

— К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

— К 2 годам ребенок не может показать части тела, которые ему называет

  взрослый, не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси 

  чашку», не узнает близких на фотографиях.

— К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький».

— К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их

  пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может

   ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

— В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.