Автоматизация звуков

Автоматизации звуков в играх

Слайд 2     «Автоматизация действий лежит  в основе образования навыков…» Здесь речь пойдёт о произносительных навыках. В психологии НАВЫК трактуется как «действие, сформированное путём повторения». Образование навыка правильного звукопроизношения и есть автоматизация звука.

Слайд 3

«1) автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных»;

2) автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);

3) автоматизация звука в предложениях;

4) автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках, стихах;

5) автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;

6) автоматизация звука в разговорной речи».

Опыт работы показывает, что причины, замедляющие автоматизацию звука, можно разделить на две большие группы:

Слайд 4

  • «технические», которые связаны с трудностями предшествующей постановки звука или нерегулярным посещением ребёнком логопедических занятий;
  • Психологические, включающие особенности личности ребёнка, уровень его зрелости, наличие мотивации, сопутствующие нарушения (ЗПР), а также отношение окружающих к речевым трудностям ребёнка.

Слайд 5

Выше говорилось, что нередко дефекты звукопроизношения  у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребёнок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы. Как эффективнее помогать дошкольникам исправлять неправильное звукопроизношение? Какие логопедические игры и упражнения помогут детям привыкнуть к правильному произношению отрабатываемых звуков, сделают занятия интересными, весёлыми и даже азартными? Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто сухо проговаривать материал.

Предлагаемые игровые приёмы направлены не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма у детей.

Слайд 6

     «Кнопочки»

Первый ребенок называет картинку и откладывает на счетах, например, три косточки. А второй ребенок, выкладывает «кнопочку» в специальную ячейку и  проговаривает слово с автоматизируемым звуком столько раз, сколько косточек отложено на счетах.

Слайд 7

«Бубен»

Данное задание выполняют три ребенка. Первый ребенок проговаривает речевой материал, выкладывая картинку на игровое поле. Второй ребенок оценивает правильное произношение ударом в бубен. А третий ребенок следит за временем на песочных часах.

Слайд 8

«Мячик»

Во время произнесения слов дети передают из рук в руки мячик или перекатывают по столу, если задание выполняют сидя.

Слайд 9

     «Заборчик»

Ребенок вертикально выкладывает на игровое поле палочки с одновременным произнесением слов. Палочки можно выкладывать и горизонтально, тогда он построит «мостик». Данный приём дети выполняли во время занятия.

Слайд 10

«Счёты»

Ребенок произносит речевой материал с одновременным движением колесика.

Слайд 11

     «Улитка»

Ребенок проговаривает слова, проводя пальцем по спирали – домику улиточки.

Слайд 12

     «Тихо – громко»

Ребенок «проходит» дорожку из больших и маленьких геометрических фигур, проговаривая заданные слоги, слова. На большой фигуре говорит громко, а на маленькой – тихо.

Слайд 13

В работе любого педагога, в том числе логопеда, самым удобным и наиболее часто используемым наглядным материалом являются картинки. А предметные картинки представляют собой самое универсальное многоцелевое пособие.

Предлагаемые игровые приёмы помогут разнообразить занятия, они не требуют времени на подготовку, сложного оборудования и наглядного материала. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов (машина, кукла, волчок и т.п.). Количество картинок логопед подбирает, ориентируясь на возрастные и речевые возможности ребёнка, учитывая также его индивидуальные особенности.

Слайд 14

«Едем на поезде»

Логопед составляет поезд, но картинки перевёрнуты лицом вниз. Ребенок переворачивает картинки, выясняя, кто едет на поезде или что везёт поезд и называет предметы.

Слайд 15

  «Строим дом»

Из картинок, название которых нужно отработать, дети выкладывают домики, отчетливо называя каждую картинку. Можно попросить детей назвать нижний (верхний, левый, правый) ряд картинок – кирпичиков.

Слайд 16

     «Волшебный волчок»

Один из детей  раскладывает картинки вокруг волчка и вращает его. Другой ребенок называет ту картинку, на которую указывает стрелка.

 

Слайд 17

     «Лесенка – чудесенка»

Ребенок в виде лесенки раскладывает картинки на столе. Поднимаясь по ступенькам вместе с каким-нибудь персонажем, он называет каждую картинку. Если слово произносится неправильно, движение останавливается. Можно ввести элемент соревнования, когда два ребенка поочередно поднимаются каждый по своей лесенке на скорость.

Слайд 18

     «Скорая помощь»

Перед ребенком на столе или на ковре в произвольном порядке лежат картинки или игрушки. Логопед шёпотом говорит: «Срочно требуется оказать помощь…льву», а ребенок, манипулируя с машиной «скорая помощь» отвечает: «Вызов принял, выезжаю оказывать помощь льву…».

 Слайд 19

Речевая модель фонетико – фонематической компенсации, представленная в пособии Смирновой Людмилы Николаевны позволяет быстрее избавить детей от старых дефектных стереотипов и сформировать у них правильные условные речевые рефлексы. Достижение подобному результату способствует:

Слайд 20

  • максимальное насыщение речевого материала изучаемым звуком (изучаемый звук буквально в каждом в слове упражнения);
  • использование ритма и рифмы;
  • занимательно – игровой характер речевых упражнений, повышающий речевую мотивацию детей;
  • успешное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности;
  • разнообразие речевых упражнений (слоговые цепочки, ряды слов, близких по звучанию, чистоговорки, словосочетания и предложения, звучалки, рифмованные миниатюрки).