Основные виды речевых нарушений

Каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит без умолку. Другой предпочитает молчать до трех лет – раков его индивидуальный темп развития.  Современные психологи выделяют два самых распространенных типа нормально развивающихся детей.

«Говоруны» отличаются повышенной активностью и интересом к окружающему миру. Они очень любят разговаривать, что – то рассказывать, задавать вопросы. Такие дети легко осваиваются в новой обстановке (особенно, если можно все потрогать), знакомятся с новыми людьми, часто имеют задатки лидера.

Иногда «говоруны» начинают говорить намного раньше, чем другие дети. Самое главное для них – это слышать правильную речь, все остальное они «сделают» сами.

«Молчуны» склонны к созерцательности. Для них важна спокойная надежная обстановка, в которой они могут неторопливо «созревать». Любая перемена требует от них времени для адаптации. «Молчунам» очень важно, чтобы их понимали.

Они могут заговорить поздно, но практически сразу чисто. Постарайтесь внимательнее реагировать на все вопросы малыша, поддерживайте с ним контакт, чтобы при необходимости вовремя помочь. В противном случае «молчун» может замкнуться в себе.

Однако если ваш «молчун» не заговорил к  2 – 3 годам, немедленно обращайтесь к  специалисту. Логопед поставит точный диагноз: общее недоразвитие речи, алалия, аутизм и т. д. Родителей чаще всего пугают эти непонятные, непривычные для них слова. Что же они обозначают?

ДИСЛАЛИЯ

Один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое  нарушение речи называется дислалией.

По количеству нарушенных звуков дислалия делится на простую и сложную.

К простым относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук (например, р) или группа однородных по артикуляции (произношению) звуков (например, свистящие с, з, ц).

Если нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящих и шипящих (ш, ж, ч, щ) – это сложная дислалия.

Очень часто родители обращаются к логопеду с такой просьбой: «Посмотрите моего ребенка, он не умеет произносить р». Когда логопед начинает обследовать этого ребенка, выясняется, что у него произношение целого ряда звуков дефектно.

Родители даже и не подозревают, какое огромное количество звуков может быть нарушено. Чаще всего дефектными являются шипящие звуки ш – ж – ч – щ, свистящие – с – сь – з – зь – ц.  Звуки Р, рь, л, ль.  Реже нарушаются звуки к – кь –г – гь – х – хь, д – дь, т – ть, й, в – ф.

Если ребенок не умеет чисто произносить звук ш, то произношение звуков ж, ч, щ также страдает. Другими словами, обычно нарушается вся фонетическая группа звуков. Нарушение твердого согласного часто сопровождается искажением его мягкого варианта.

ДИЗАРТРИЯ

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с центральной нервной системой, то есть недостаточной иннервацией.

При дизартрии страдают практически все группы звуков, а не произношение отдельных звуков, как при дислалии. Речь у такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением, также наблюдается нарушение голосообразования и изменения темпа речи, ритма и интонации. Тяжелое нарушение речи и общей моторики задерживает психическое и эмоционально – волевое развитие ребенка.

Выделяют так называемую стертую форму дизартрии. Дети со стертыми формами дизартрии не отличаются резко от сверстников. Дефекты произношения заметны, но их часто смешивают со сложной дислалией. Однако при исправлении их логопеды встречаются с большими трудностями.

ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы (звуковой стороны речи, фонематических процессов (см. далее), лексики, грамматического строя речи) у детей с нормальным слухом и относительно сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными произношение и различение звуков, словарный запас отстает от нормы, страдают словообразование и словоизменение, связная речь не развита.

Выделяют три уровня общего недоразвития речи у детей.

1 – й уровень ОНР характеризуется либо полным отсутствием речи, либо наличием лишь ее элементов (так называемые «безречевые дети»).

Активный словарь таких детей состоит из небольшого числа звукоподражаний и звуковых комплексов (лепетных слов), которые часто сопровождаются жестами: «туту» — поезд, «ляля» — кукла.

Значительная ограниченность активного словаря проявляется в том, что одним и тем же лепетным словом ребенок обозначает несколько понятий: «биби»  — машина, самолет, пароход, грузовик.

Вместо названий действий дети часто употребляют названия предметов и наоборот: «туй» (стул) – сидеть; «пать» (спать) – кровать.

Фразовая речь отсутствует. Дети используют однословные слова – предложения: «Дай куклу» или что – либо другое.

Звукопроизношение характеризуется смазанностью, невозможностью произнесения многих звуков.

Слоговая структура сильно нарушена. В речи детей преобладают 1 – 2 – сложные слова. Сложная слоговая структура сокращается: «аба» — собака, «алеет» — самолет.

2 – й уровень ОНР. Дети используют боле развернутые речевые средства. Однако недоразвитие речи выражено еще очень резко. В литературе этот уровень характеризуется как «начатки общеупотребительной речи».

В речи детей появляется довольно большое количество слов (существительных, глаголов, прилагательных, появляются некоторые числительные и наречия, предлоги). Но используемые слова достаточно искажены («лябака» — яблоко, «обуйчик» — огурчик).

Отличительной чертой является присутствие в речи детей двух, трехсловной фразы («Кадас ледит аепка» — Карандаш лежит в коробке). Однако связи между словами предложения еще грамматически не оформлены, что проявляется в большом количестве аграмматизмов.

Предлоги чаще всего опускаются, но иногда появляются простые и лепетные варианты («Ника ези а той» — Книга лежит на столе).

В речи детей нарушается согласование глагола и существительного («мачик сидят» — мальчик сидит, «иса безал» — лиса бежала), прилагательного с существительным («касный зезда»  — красная звезда). Формы существительных, прилагательных и глаголов среднего рода отсутствуют или искажаются.

Словообразование на этой ступени речевого недоразвития отсутствует.

Звукопроизношение грубо нарушено. Может страдать произношение до 16 – 20 звуков.

Слоговая структура слов в речи детей также нарушена. Трудности встречаются в словах, состоящих из двух – трех и более слогов. Дети нарушают их последовательность, переставляют, опускают, добавляют слоги («вимедь» — медведь, «лисипед» — велосипед).

Рассказ по картине или по серии сюжетных картинок, который характеризует состояние связной речи, строится примитивно. Чаще всего сводится к перечислению увиденных событий и предметов.

3 – й уровень ОНР характеризуется развернутой разговорной фразой, отсутствуют грубые отклонения в развитии различных сторон речи. Имеющиеся нарушения в речи детей касаются в основном сложных (по значению и оформлению) речевых единиц. Порой только с помощью специальных тестов можно определить отклонения в речевом развитии ребенка.

Такие дети пользуются в основном простыми предложениями, а также некоторыми видами сложных. При этом структура их может нарушаться: отсутствие главных или второстепенных членов предложения («Папа забивает картину» — Папа прибивает гвоздь для картины.)

Для этого уровня ОНР характерно значительно меньшее количество ошибок, связанных с изменением слов по родам, числам, падежам, лицам и т. д. Но они все же есть: неправильно употребляются формы множественного числа существительных («ведры» — ведра, «ухи» — уши), смешиваются падежные окончания существительных мужского и женского рода (2лежит тапка»), неправильно согласуются существительные с прилагательным («красная солнце»), числительные с существительными («пять елки») и др.

По – прежнему недостаточно понимание и употребление сложных предлогов, которые упрощаются: например, предлог из – за употребляется как из («из стола» вместо «из – за стола»).

Словарный запас на первый взгляд кажется достаточным, но при обследовании может      выяснится незнание таких частей тела, как локоть, веки, переносица; лексических значений слов «озеро», «ручей», «бретельки».

Нередки ошибки в словообразовании. Ребенок неправильно образует уменьшительно – ласкательные формы существительных («стулик» — стульчик), относительные прилагательные («кожевый» — кожаный, «девая» — деревянная), притяжательные прилагательные («медведин хвост» — медвежий хвост), глаголы с приставками («зашивает пуговицу» — пришивает пуговицу).

Звуковая сторона речи детей существенно лучше по сравнению с предыдущими уровнями ОНР. Остаются лишь нарушения произношения некоторых сложных звуков (например, р и л). Слоговая структура слова воспроизводится правильно, кроме слов сложного слогового состава: «аквариа» — аквариум, «милицанер» — милиционер.

При пересказе (связная речь) дети могут переставлять мастами части рассказа, пропускать важные элементы сюжета, обеднять содержание.

Страдают звуковой анализ и синтез. Ребенок с трудом выделяет первый и последний звук в слове, подбирает картинки на заданный звук. Это впоследствии будет служить препятствием для овладения грамотой.

ЗАИКАНИЕ

Заикание – это нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызываемое мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов.

Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет.

Будьте внимательны! Не пропустите первые признаки заикания. Сразу же обратитесь к специалисту, если ваш малыш:

  • Употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);
  • Повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;
  • Делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;
  • Затрудняется перед началом речи.

Профилактика заикания

  • Речь окружающих должна быть неторопливой, плавной, правильной и отчетливой. Следует ограничить малыша от контактов с заикающимися.
  • Отрицательно сказывается на состояние речи ребенка неблагоприятная обстановка в семье! Избегайте психических и физических травм (особенно головы).
  • Нельзя перегружать ребенка информацией: читать много книг, не соответствующих возрасту, разрешать часто и долго смотреть телевизионные передачи. Умеренно посещайте театр и цирк, не перегружая ребенка избыточными впечатлениями. Особенно вредна такая нагрузка в период выздоровления после перенесенного заболевания.
  • Не пытайтесь сделать из ребенка вундеркинда! Не опережайте его развитие!
  • Не читайте страшные сказки на ночь! Не запугивайте ребенка бабой – ягой и другими сказочными персонажами.
  • Не наказывайте ребенка чрезмерно строго, не бейте, не оставляйте в виде наказания в темном помещении! Если малыш провинился, можно заставить его посидеть спокойно на стуле, лишить лакомства или участия в любимой игре.

ПРОВЕРКА ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ РЕБЕНКА

Чтобы самостоятельно обследовать звукопроизношение вашего ребенка, предложите ему повторить слова или назвать картинки по каждому из звуков. В словах звук должен находиться в разных позициях: в начале, в середине и в конце слова.  Ниже приводится примерный ряд слов для проверки звукопроизношения.

Рекомендуется примерный ряд слов:

С       суп, сова, коса, усы, нос, лес;

СЬ    семь, синий, такси, апельсин, гусь;

З        зубы, замок, коза, язык;

ЗЬ      зима, земляника, магазин, газета;

Ц        цапля, цепь, яйцо, лицо, кузнец, молодец;

Ш      шина, шуба, машина, мышата, камыш, малыш;

Ж      жук, жаба, ножи, одежда;

Щ     щука, щавель, ящик, овощи, вещь, лещ;

Ч      чайка, часы, очки, ночка, мяч, дочь, ночь;

Л      лук, лак, пила, молоко, пол, дятел;

ЛЬ    лимон, лев, пальма, полёт, боль, пыль;

Р        рак, рука, корова, баран, пар, комар;

РЬ    репа, рёв, моряк, орехи, дверь, фонарь.

Результаты своего обследования запишите.

Запись может выглядеть так:

Р, рь – отсутствуют,

Л – заменяет на в (лодка – водка),

ЛЬ – отсутствует,

С – сь – з – зь – говорит чисто,

Ш – ж – ч – щ – заменяет на мягкие свистящие (шуба – сюба, жук – зюк, чай – сяй, овощи – овоси).

Консультация по материалам

книги Елены Краузе «Логопедия»