С чего начинается музыка?

Наблюдали ли вы за малышом, который оказывается на прогулке где-нибудь на природе? Он жадно ловит все звуки окружающие его: шум листвы, песни птиц, лай собак вдалеке. Он реагирует на каждый звук,по его лицу то и дело пробегают отблески самых разных чувств: удивления, испуга, радости, восторга, печали. Конечно, все это ещё не музыка.Но именно эти звуки жизни учат человека вслушиваться и слышать. Они – исток музыкального развития ребенка.

Вот ребенок заворожен музыкальной шкатулкой, он не устает прикладывать морскую раковину к уху, превращает все кастрюли в барабан. В доме стало страшно шумно! Торопитесь! Ловите этот счастливый момент – миг познания и постижения звукового мира. Попробуйте вместе с малышом услышать разные звуки. Вы с удивлением  обнаружите, что практически любой предмет таит в себе музыкальную душу. Вот книга. Её страницы, переворачиваясь, шелестят. Это похоже на шелест листвы. Вот часы: они волшебно тикают, напоминая стрекот кузнечиков. Вот хрустальная ваза. Она умеет петь, если слегка задеть её карандашом. Слушайте.

Оглядываясь на прошлые века, человечество всегда с гордостью отмечает лишь то, в чем оно преуспело, предпочитая не упоминать того, что потеряло. Какой-то век назад любой ребенок, независимо от происхождения и достатка семьи, рос под сенью народных песен, а засыпал под звуки колыбельной, которую ему пели мать или няня. Ребенок вырастал в музыкальной среде. Для праздника и для застолья, для работы и для веселого танца слагал народ свои песни и мелодии. Пели от души, пели и в радости, и в горе, и в хороводе, и в тихой избе за прялкой. Дети впитывали не только мелодию, но и переживания, оттенки чувств, поэтику человеческого самовыражения. Сейчас странно представлять это, не правда ли? В наш электронный век песня передоверена радио, телевидению. Да и где же взять время петь самому? И неловко как-то… В песне душа человеческая открывается, а мы привыкли быть закрытыми. Но никакие эстрадные песни с экрана не заменят человеку живое общение с песней. Из уст в уста – так веками передавалось песенное творчество народа. Счастливы дети, которые сегодня слышат материнские колыбельные перед сном.

Пойте своим малышам!

Едва научившись ходить, дети пробуют освоить и свой голос. Они постоянно напевают что-то себе под нос, иногда очень громко и совершен некстати. Не останавливайте их! Пусть поют!

Не терпится маленьким творцам и сочинять свою собственную музыку. Чем мы можем помочь им? Чем поддержать их интерес? Можно пригласить в дом новые музыкальные инструменты: бубен, треугольник, металлофон, дудочку. Пусть малыш сам осваивает их, изучает особенности звучания.

Помните о том, что музыка совершенствует человека – она дает особое видение окружающего мира, учит не только слушать и смотреть, но и слышать и видеть, а следовательно чувствовать. Ваш ребенок станет более эмоциональным, жизнерадостным, его мир будет гораздо насыщеннее и красочнее. Он никогда не станет брюзгой или занудой, но вырастет веселым, всесторонне развитым, уверенным в себе и значит счастливым человеком. (Александра Соболева, Анна Потанина, нейропсихологи).